Размышление
вслух о брендировании
территорий

У нас в Югре в 2013 году сделали попытку. Я не знаю чем все закончится но вот пара мыслей на этот счет.

Вкратце мое мнение о лидере голосования, Мамонте и слогане "душа Сибири": что делали с мамонтами предки?
Какое значение имеет мамонт в жизни Югры сейчас? Надо ли эти смыслы закладывать в виде бренда?

Какой может быть подход к теме?

1. Сначала надо определиться с "зачем?".
Очевидно, что от создания бренда должна появиться какая-то польза. Какая? И кому?

2. Что закладывать в идею? Брендом территории (основное требование к приживаемости) не может быть что-то, не имеющее достаточной ценности в глазах людей, на ней проживающих. В идеале, он должен выражать основную ценность для жителей этой территории.
Следовательно, источники жизни и развития региона - идеальный вариант. Если население ценит то, что территорию оживляет, является источником жизни на - то и территория будет развиваться и процветать.

3. Следующий шаг - надо зафиксировать источники жизни данной территории + те, которые могут стать ими в будущем, если этим серьезно заняться.
И, потом уже, имея все эти реальные ценности, думать о том, как из этого материала сделать качественный, приносящий пользу бренд.

Есть территории с устоявшимися и надежными источниками жизни и есть, те которые могут их исчерпать (или уже) и вынуждены переориентироваться по этой причине.
1. Например, если какой-нибудь город столетиями производит боксерские перчатки из крокодиловой кожи и обеспечен объемами на сто лет вперед, и этим живет - то боксерская перчатка смело может быть брендом.
2. наоборот, когда жизнеобеспечивающие ресурсы утрачены (например, крокодил не ловится) и нужно искать новые источники жизни, то главными стратегами формируются новые пути развития, исходя из территориальных и других особенностей. Например можно подумать о том, чтобы иметь простой продукт для себя, на прокорм, или создать уникальный продукт и с ним занять нишу в глобальной торговой цепочке. А если нет никаких больше ресурсов, а население спилось и разленилось - город распускается.

Бренд «благодаря чему» и бренд «для чего».
Если источник жизни стабилен и в том числе в прогнозах на будущее, и территорию знают именно по нему – это и есть готовый, хоть пока и не оформленный графически бренд. Это бренд «благодаря».

Если стабильных источников нет или нет преобладающего, то надо искать решение в области «для чего». Это область определенных экспертно и планируемых путей развития территории. Ответ на вопросы: к чему стремимся, что есть главный ресурс достижения и есть почва для поиска бренда.

Применительно к Югре - «Благодаря чему».
У нас есть стабильный источник жизни. Причем не только для нас, но хватает на развитие всей страны.
Поэтому, на мой взгляд, хорошая почва для создания бренда Югры как раз - это нефть и газ. И роль их добычи в развитии страны. Источник, кладовая для развития всей страны. Тем более что вроде бы есть легенда (Торум обронил над Югрой богатства и в спешке прикрыл их тундрой болотами и комарами)

Вот говорят, что надо уходить от темы нефти и газа, эта тема почему-то считается недостойной для бренда. Что мы типа тут труба и ничего больше. Кто это придумал, не знаю, но что взамен? Что еще Югра может предложить сейчас такого же масштаба стране? И сможет ли быть известной благодаря этому в такой же степени, как через добычу нефти и газа? Я считаю этим гордиться надо – в суровых условиях живем, нашли ресурс и трудом добываем его.

Поэтому при создании бренда можно использовать такие ключевые смыслы: нефть, газ, кладовая, природные богатства, роль нашего региона в развитии страны, люди-добытчики.
Допустим такой бренд Югры создан. В чем его польза?

1. Население поголовно глубже понимает ценность добывающей отрасли и людей в ней занятых. Формируется соответствующее отношение.

2. Снаружи больше людей узнает о нашем крае, как о богатом и значит, инвестиционно-привлекательном регионе.

3. Туристическое направление, если нужно его развивать – можно пустить по кустам. Там и природа и охота и рыбалка. Можно построить сеть турбаз в тайге на озерах при замороженных или действующих скважинах. Проложить маршруты, включающие все что связано с добычей, историей развития региона и коренным населением.

4. Брендирование туристических сувенирных пакетов включающих комплект даров тайги, рек и озер и интересно разработанные сувениры связанные как с добычей нефти и газа, так и бытом местных абригенов.

Что касается дальнейшего развития региона, пока работает батарейка надо думать об альтернативных источниках жизни. Сначала наращивать качество жизни на территории и форсировать качество образования людей. Эти люди и придумают что-нибудь.

P.S.
Если и есть стратегия развития региона другими средствами, то мне об этом не известно. Американский Детройт обанкротился как раз потому, что потерял источники жизни. Создавать вымышленные бренды, не имеющие в основании реальной ценности - бессмысленно, они не приживутся, так как за ними ничего нет.

28.07.2015
Метки